Реформы финской системы образования начались в конце 60-х в рамках программы по восстановлению экономики страны, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
Подростки покидали школу после 8 лет обучения. Только дети из привилегированных семей да немногие счастливчики получали достойное образование.
Парламент решил, что государственное образование – лучшая предпосылка экономического прогресса:- «Если мы хотим быть конкурентоспособными, мы должны дать качественное образование каждому».
Школы объединили в единую систему общеобразовательных школ. Совместно с учителями был создан национальный учебный план. Каждая школа имеет одни общенациональные цели, пополняет преподавательский состав из одних источников. В 1979 году учителей обязали за счет государства пройти пятилетнее обучение в магистратуре. Статус учителя вырос. За учительские места началась конкуренция. Работа учителя стала уважаемой и престижной.
В Финляндии декретный отпуск длится три года. C 10 месяцев малыши имеют право на детский сад. Детские сады платные, хотя питание детей бесплатное. Государство субсидирует значительную часть затрат.
Исследования неврологов показали, что первые пять лет жизни человека происходит рост 85 процентов нервных путей и 90 процентов мозга. Поэтому наиболее важным этапом обучения является именно дошкольное образование.
С шести лет дети бесплатно учатся в школе: основной упор при этом делается на игры и общение. Игра крайне важна, ей придается большое значение. В игровой форме ребенок получает знания и навыки, необходимые для усвоения школьной программы.
Школьников не делят по способностям на группы, а обучают в одних классах. Специалисты по коррекционной педагогике оказывают помощь детям, у которых имеются трудности в поведении и обучении. Более 30% учеников получают помощь в том или ином виде. Для поддержки особо слабых учеников есть специальный учитель или его ассистент. Он осуществляет наблюдение за ними. Возможно, для некоторых учеников потребуется разработать индивидуальную учебную программу.
Ребенок имеет все шансы получить хорошее образование независимо от места жительства. В финских школах самая незначительная разница между самими слабыми и самыми сильными учениками в мире. Большая часть учеников после окончания девятого класса продолжают обучение.
Финские школы финансируются из государственного бюджета. « Главные принципы финской системы образования: индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие. Любое образование в Финляндии бесплатное, школьные учебники, принадлежности, питание, медицинское обслуживание и транспорт — все это для финских ребят предоставляется также бесплатно» — проф. Яри Лавонен, университет, Хельсинки.
В Финляндии нет обязательных экзаменов. Единственный экзамен сдается в конце последнего года обучения в школе. «Мы учим детей учиться, а не сдавать экзамены», — говорят учителя.
95% финнов оканчивают среднюю школу или профессионально-технические училища. Это на 19% выше, чем в США, на 21% выше, чем в Швеции, на 14% выше, чем в Италии. При этом Финляндия тратит на одного учащегося примерно на 30% меньше, чем в США. Порядка 66% финнов получают высшее образование. В Европейском союзе это самый высокий показатель.
Насколько успешны преобразования выяснилось в 2000 году. Пятнадцатилетние финны приняли участие, наряду с подростками 40 стран, в тестировании по международной образовательной методике PISA. Оказалось, что у них наилучшая техника чтения. В 2003 году финны стали лидерами в математике, в 2006 – в естествознании.
Многие критики исследования PISA в Германии и Великобритании убеждены, что успех Финляндии обусловлен социальными демографическими факторами: низким уровнем миграции, однородностью и малой плотностью населения, благодаря чему финские школы могут позволить себе формировать маленькие классы.
Тем не менее, финны нашли нечто важное. Соседняя Норвегия придерживается в образовании курса, схожего с политикой США, — экзамены, учителя без степени магистра. Как и Америка, Норвегия по результатам PISA не поднимались выше среднего уровня.