Эксперт: России рано мечтать о концепции ценностно-ориентированного здравоохранения

Существуют разумные сомнения в нужности системы, которая подразумевает расходы за неочевидные результаты. Такое мнение высказал начальник Управления социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев в ходе дискуссии о рисках и возможностях перехода на ценностно-ориентированную модель здравоохранения, состоявшейся в рамках Российского фармацевтического форума Института Адама Смита  в Санкт-Петербурге.

Оплата по факту

Концепция  ценностно-ориентированного здравоохранения (ЦОЗ) подразумевает внедрение новых подходов в здравоохранении, которые фокусируются на оптимизации взаимосвязи между затратами на лечение и результатами.

Как пояснила  начальник Отдела развития и внешних коммуникаций Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава РФ (ФГБУ «ЦЭККМП») Нурия Мусина, ключевыми составляющими перехода на ЦОЗ являются: интеграция медицинской помощи, создание унифицированной пациент-центрированной системы исходов при различных заболеваниях, оплата за результат и информатизация здравоохранения.

По мнению эксперта, это позволит значительно улучшить работу врачей, которые будут ориентироваться на лучших специалистов, а в целом концепция, финальной составляющей которой является оплата за результат, выгодна для стейкхолдеров системы здрвоохранения.

В настоящий момент в мире внедряются такие модели,как: оплата за результат, мультииндикационный, комбинированный прайсинг. В России в 2017 г. вышел приказ о критериях оценки качества медпомощи, в рамках которого разработана  231 группа критериев, покрыто 85% случаев госпитализации.

«Это лучше, чем стандарты, по которым проверялись ЛПУ. Конечно, эти критерии качества будут дорабатываться, но первый шаг сделан», – заявила Нурия Мусина.

На катаракте легче

Весь прошлый год эксперты ФГБУ «ЦЭККМП» готовились к внедрению пилотного проекта.

«Наш первый кейс – катаракта.  Это удобное заболевание для исследования: законченный случай через три месяца. Сейчас ведем наблюдение. Но уже выявили ключевую проблему – это информатизация системы здравоохранения», – добавила  Нурия Мусина.

В настоящий момент эксперты в ручном режиме работают с бумажными анкетами, так как львиная доля пациентов – пожилые люди и бессмысленно надеяться на то, что они будут мониторить свое состояние с помощью гаджетов.

Люди как ценность

При этом, по словам заместителя генерального директора по научной работе  Национального  исследовательского центра имени В.А. Алмазова Александры Конради, внедрению ЦОЗ может помешать не только отсутствие системы информатизации. Медицинское сообщество также может воспротивиться тому, что их зарплаты будут зависеть от результата лечения, что является фундаментом ЦОЗ.

По словам директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елены Максимкиной, говорить о том, что РФ только вступает в модель ценностно-ориентированного здравоохранения неверно.

«Я давно живу в ценностно-ориентированной медицине. Система ценностей для меня – это люди. Как регулятор отмечу: есть и риски, и возможности. Но мы применяем  подходы ЦОЗ с точки зрения оценки технологий  при отборе препаратов в перечни ЛС», – заявила она.

Увлечение конечными исходами

Такой же точки зрения придерживается и начальник Управления социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев – он считает странным называть ЦОЗ новым веянием – в здравоохранении всегда был пациентоориентированный подход, базирующийся на доказательной медицине. Но если копать глубже, то эксперт предлагает задать вопрос :  о каких ценностях идет речь?

«Я не уверен, что увлечение конечными исходами – это правильная история.  Их бывает трудно дождаться. Это создает атмосферу недоверия. Поэтому опасения и сомнения в том, что это  добросовестная история или попытка заставить платить за неочевидные вещи, разумны», – заявил Тимофей Нижегородцев.

Представитель ФАС считает, что если модель ЦОЗ так хороша, то ее давно бы взяли на вооружение продавцы ДМС.

«Но я что-то  не вижу, чтобы эти формы активно использовали в ДМС. Потому что они не готовы отдавать деньги за что-то  абстрактное. Если бы все было так замечательно, давно бы появилось в ДМС», – заявил он.

Опора на финальный результат, по его словам, также весьма шаткая конструкция. 

«Если применить этот подход к работе завода, получается, что сборщик второго цеха должен нести ответственность за пятый цех. Это странная история. Мне кажется, что клинические рекомендации позволяют оценить действия медработников не привязываясь к конечному результату. Даже если врач все сделал правильно, все результаты может  перечеркнуть поведение пациента», – заявил Тимофей Нижегородцев.

Он уверен, что ЦОЗ на сегодняшний день представляет интерес с научной точки зрения, но активно заниматься внедрением в реальную практику слишком преждевременно.

«Нам бы донастроить более простые модели, освободить деньги, которые тратим на брендовые  дженерики, на реально оригинальные инновационные препараты. Добьемся целей, тогда и возникнут предпосылки обсуждать новые модели», – заключил Тимофей Нижегородцев.

Источник: pharmvestnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *