Кластеры генов помогают мышам жить дольше

Исследователи из Программы тестирования интервенций, финансируемой Национальным институтом старения (NIA), недавно сообщили об открытии нескольких генов-кандидатов, влияющих на продолжительность жизни. Три центра программы тестирования вмешательств — Центр медицинских наук Техасского университета в Сан-Антонио, Мичиганский университет в Анн-Арборе и лаборатория Джексона в Бар-Харборе, штат Мэн, — сотрудничали в исследовании с лабораториями Роберта В. Уильямса. доктор медицинских наук Центра медицинских наук Университета Теннесси в Мемфисе и Йохан Ауверкс, доктор медицины, доктор философии Федеральной политехнической школы Лозанны в Лозанне, Швейцария.

«Некоторые гены-кандидаты влияли на продолжительность жизни женщин, в то время как другие влияли на продолжительность жизни мужчин», — сказал Рэнди Стронг, доктор философии из Института исследований долголетия и старения Сэма и Энн Баршоп при UT Health в Сан-Антонио. «Один кластер генов увеличивал продолжительность жизни обоих полов. Что является редкостью для таких исследований, результаты были сделаны на популяции мышей с генетическим разнообразием, сравнимым с человеческими популяциями».

Высокоэффективный журнал Science опубликовал результаты 30 сентября. Стронг руководит сайтом программы тестирования интервенций в Институте Баршопа, который впервые привлек грант Национального института старения (NIA) для программы тестирования интервенций в 2003 году и находится в своем 19  год финансирования NIA.

Генетический шведский стол

«Исследование моделирует то, что происходит с людьми», — сказал соавтор исследования Джеймс Нельсон, доктор философии, из Института Баршопа. «В отличие от мышей во многих других исследованиях, мыши в этом недавно опубликованном исследовании не все одинаковы. У каждой из них разные генетические варианты, что приводит к немного отличающимся белкам, которые выполняют несколько разные функции, которые вместе могут влиять на старение».

Даже незначительные различия могут привести к различным последствиям для здоровья с возрастом. Небольшие изменения в гене гемоглобина, например, могут привести к тому, что белок гемоглобина в красных кровяных тельцах будет менее эффективно связываться с кислородом и передавать его из легких в ткани организма, отметил Нельсон. Анемия является одним из последствий.

Женское долголетие

По словам Стронга, открытие генетических локусов, влияющих на продолжительность жизни только у женщин, интересно и важно. Генетические локусы представляют собой кластеры от 10 до 100 генов.

«Женщины и мужчины различаются почти во всех аспектах старения, которые вы можете исследовать», — сказал Стронг. «Каждый из них должен быть изучен, как для понимания старения у обоих полов, так и для разработки эффективных методов лечения. Если мы будем предлагать женщинам те же лекарственные препараты, что и мужчинам, а старение женщин вызвано разными генами, мы не собираемся быть столь же эффективными в наших методах лечения».

Подтверждение в круглых червях

Следующие шаги — тщательное изучение этих генов-кандидатов, чтобы найти те, которые отвечают за увеличение продолжительности жизни. В заключительной части статьи Science команда сообщила об этом. Исследователи протестировали гены-кандидаты у круглых червей, которые часто используются в исследованиях старения из-за их короткой продолжительности жизни. «Некоторые гены-кандидаты действительно влияли на продолжительность жизни червей», — сказал Нельсон.

Исследователи заявили, что это не доказывает, что те же самые гены у людей будут влиять на продолжительность жизни человека. Но это еще одна часть дела для продолжения изучения генетической основы долголетия.

Мощный дизайн исследования

По словам Стронга, как и предполагалось, когда начиналась программа тестирования интервенций, наличие трех мест, где проводятся исследования, обеспечивает статистическую достоверность, точность и воспроизводимость результатов.

По словам авторов, исследование уникально тем, что оно основано на большой выборке животных, насчитывающей несколько тысяч человек. «Это одна из самых больших групп мышей в любом исследовании, в котором пытались идентифицировать гены, влияющие на продолжительность жизни», — сказал Нельсон.

Превосходство Института Баршопа

Программа тестирования интервенций является одним из нескольких центров, финансируемых NIA, в Институте Сэма и Энн Баршоп. Среди них Центр передового опыта Натана Шока в области базовой биологии старения, который предоставляет основные услуги для расширения исследований фундаментальных биологических вопросов старения. Центр независимости пожилых американцев Клода Д. Пеппера, названный в честь покойного представителя США, является центром передового опыта, направленным на расширение научных знаний для разработки более эффективных способов сохранения или восстановления независимости пожилых людей. Институт Баршопа — единственный институт или университет в стране, в котором есть эти три центра.

Стронг является штатным профессором фармакологии в Медицинской школе Джо Р. и Терезы Лозано Лонг в UT Health в Сан-Антонио. Нельсон — штатный профессор клеточной и интегративной физиологии в Медицинской школе Лонга.