Исследование, проведенное университетами Цюриха и Майнца, показало, что обучение детей тому, как управлять своим вниманием и импульсами в начальной школе, оказывает положительное долгосрочное влияние на их дальнейшие успехи в учебе.
Саморегуляция, т. е. способность управлять вниманием, эмоциями и импульсами, а также настойчиво добиваться индивидуальных целей, — это не тот навык, который мы обычно связываем с маленькими детьми. Однако закрытие школ из-за пандемии и более широкое использование детьми цифровых медиа в настоящее время показали, насколько важны эти способности, особенно для детей.
Исследования показывают, что люди, которые демонстрировали саморегуляцию в детстве, в среднем имеют более высокий доход, лучшее здоровье и большую удовлетворенность жизнью. Они также показывают, что способность к саморегуляции может целенаправленно тренироваться уже в детстве. Как можно интегрировать обучение навыкам саморегуляции в стандартный день начальной школы, не занимая при этом слишком много учебного времени? Можно ли надлежащим образом научить младших школьников абстрактной стратегии саморегуляции? Способно ли обучение таким навыкам улучшить долгосрочные успехи в обучении?
Саморегуляция улучшается даже при коротких тренировочных единицах
Эти вопросы исследовала международная команда факультета экономики Цюрихского университета (Швейцария) и Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга (Германия). Используя рандомизированное контролируемое исследование в начальных школах, в котором приняли участие более 500 первоклассников, исследовательская группа смогла показать, что даже короткий курс обучения привел к значительному и устойчивому улучшению саморегуляции. Обучение повлияло не только на способности к саморегуляции; дети значительно улучшили способность к чтению и улучшили внимание к ошибкам по невнимательности через год после обучения, а также значительно чаще были приняты в селективную академическую среднюю школу ( гимназию ) через три года после обучения.
«Наше исследование показало, как обучение этому навыку может быть явно встроено в обучение в начальной школе на раннем этапе. Повышение саморегуляции позволяет детям брать на себя больше ответственности за собственное обучение и самостоятельно ставить цели и работать. к ним», — говорит Эрнст Фер, профессор факультета экономики Цюрихского университета. По мнению последнего автора, всесторонние ключевые навыки детей, которые имеют фундаментальное значение для хорошего образования и успешной дальнейшей жизни, могут быть улучшены благодаря простой масштабируемости программы.
Легко интегрируется в обычное расписание
Исходя из предыдущего практического опыта, авторы исследования разработали учебные блоки чрезвычайно экономичным и экономящим время способом, таким образом, чтобы их можно было ввести в любой начальной школе: учебный блок длился всего пять часов, а учителя приняли участие в трехчасовом тренинге и получили полностью разработанные учебные материалы, которые они могли интегрировать непосредственно в обычное расписание занятий.
Учебные блоки были основаны на Стратегии MCII («Умственное сопоставление с намерениями реализации»), которая уже была предметом отличных исследований среди взрослых и учащихся старшего возраста. Учителя представили абстрактную стратегию в игровой форме, используя книжку с картинками и ролевую модель прыгуна с барьерами. На первом этапе дети представляли себе положительный эффект от достижения цели. Они противопоставляли им препятствия, которые могут встретиться на пути («Ментальное противопоставление»). Затем дети определили конкретные способы поведения, чтобы противостоять препятствиям, и разработали планы «когда-тогда» («намерение реализации»).
Положительное влияние на общество
«Особенностью нашего исследования являются долгосрочные волновые эффекты, которые может иметь эта короткая учебная единица. Эти эффекты приносят пользу ребенку, и они во многих отношениях переносятся на общество в целом в течение жизни ребенка», — говорит первый автор Даниэль Шунк, профессор публичной и поведенческой экономики Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга. «Тому факту, что ранние инвестиции в такие фундаментальные навыки приносят пользу не только ребенку, но и обществу, следует уделять больше внимания в образовательной политике».